100 – 140 лет - примерный срок, требуемый для разложения старой покрышки. Нетрудно себе представить, во что может превратиться простое складирование старых покрышек на свалках. Причем такой выход, как сжигание – и не выход вовсе, потому что при этом образуется большое количество вредных веществ (выброс канцерогенов в атмосферу). Другой вопрос –сжигание, с целью получения энергии, но тут должна быть предусмотрена система очистки сгоревших газов. Можно сказать, что химическая переработка не является хорошим вариантом, т. к. при этом разрушается полимерная основа изделия. В тот момент, когда резиновое изделие теряет эксплуатационные свойства, структура резины чаще всего не разрушена, это наводит на мысль об экономической целесообразности механической переработки.
Механическая переработка покрышек в резиновую крошку.
На текущий момент самый популярный способ. Различают две разновидности: криогенное дробление и измельчение при положительной температуре. При низкотемпературной обработке пользуются хрупкими свойствами резины, проявляющимися при минусовой температуре; а при втором способе используют сложные нагрузки, чтобы разрушить связи в материале.
Полученная крошка находит множество применений: изготовление дорожных покрытий, накладок, спортивных площадок, изготовление обуви, сырье для нефтехимической промышленности, даже изготовление тех же самых покрышек. Применение резиновой крошки зависит от величины частиц: порошок применяют при производстве новых шин, более крупные частицы (1-5) мм применяют для создания водонепроницаемых покрытий, и различных спортивных площадок. Стоит отметить, что даже нетронутые покрышки находят применение: создание защитных границ против эрозии почвы, искусственных рифов и т. д.
Появились также новые, оригинальные способы использования резиновой крошки: резиноасфальт и усовершенствованные железные дороги с гашением колебаний.
Оригинальный способ утилизации был предложен российскими учеными и инженерами. Технология основана на продувании покрышек озоном, благодаря чему происходит рассыпание в крошку (металлический и текстильный корд при этом тоже отделяется). Технология имеет хорошие экономические показатели и абсолютно безвредна – газообразные выбросы связываются озоном.
У российского потребителя на текущий момент есть выбор компаний, предоставляющих услуги по утилизации. В Европе существуют два разных подхода к ответственности: оплата утилизации производителем ( прямо или косвенно ) и оплата потребителем.