Достоинства ошипованных и неошипованных шин – то, что нужно для выбора, основанного на особенностях дороги и темперамента водителя.
С наступлением зимнего календарного месяца каждый водитель, не желающий омрачать душевное общение с сотрудниками ГИБДД штрафами, установил зимний комплект. Для более дальновидного автомобилиста, момент замены наступил раньше: при + 5 ᵒС. Если добавить сюда желание избежать очередей в автосервис – получаем примерно середину ноября. Примерно также на середину марта приходится возврат на летние покрышки. Для быстроты замены опытные водители советуют иметь 2 комплекта шин с дисками в сборе. Такой вариант позволяет меньше денег, а также времени оставлять в автосервисе, не мучить покрышки с дисками риском повреждения при перестановке. Если использовать простые штампованные недорогие диски вариант окупается за 2- 3 зимы. Не стоит экспериментировать с установкой разных шин. Разный состав, разные коэффициенты сцепления, неравномерный износ – все это может привести к заносу на дорогах. Сюда же относим запрет на использование ошипованных и неошипованных покрышек на разных осях.
При переустановке следует менять местами шины для достижения равномерности износа (износ протектора задней и передней осей неодинаков).
Выбор между ошипованным и неошипованным вариантами.
На российских дорогах традиционно пользуются популярностью ошипованные колеса. Но однозначного ответа на вопрос – что лучше, не существует. Какими достоинствами обладают такие покрышки? Абсолютное лидерство они имеют на льду. Также их прямое назначение – укатанный снег, наст, заснеженные дороги. В недостатках – шумность таких шин, их сравнительно скромные показатели на асфальте. Такие покрышки плохо подходят любителям агрессивного стиля (при резких маневрах шипы будут попросту вылетать из гнезд). Опытные водители не советуют при перестановке менять сторону шипованной шины, т. к. направление нагрузки на шип меняется, это расшатывает гнездо шипа. Также шипованная резина запрещена во многих европейских странах и Японии по причине разрушения асфальтового покрытия, сюда добавляется вредность поднятой асфальтовой пыли для здоровья. На чистой или мокрой асфальтовой дороге шипы превращаются в недостаток: контакт превращается в скольжение, уменьшается управляемость.
Неошипованная зимняя шина.
Такое колесо обеспечивает надежное сцепление за счет рисунка протектора, а также более мягких свойств самой резины.
Однако, стоит выделить 2 типа неошипованных зимних покрышек.
Европейский тип: при изготовлении покрышки предпочтение отдается высоким скоростям (большой разброс индексов скорости). Такая покрышка уверенно ведет себя в мегаполисах, где дороги посыпают реагентом и вовремя очищают, давая возможность водителю использовать большую скорость. Шина на 5 справляется с мокрым и сухим асфальтом при отрицательных температурах. Конечно, можно проехать и по льду, но эффективность контакта будет скромной. Такую покрышку можно порекомендовать любителям динамичной езды по более-менее очищенным дорогам мегаполиса. В то же время стоит помнить об опасностях обледенелых или заснеженных участков.
Скандинавский тип: такую покрышку отличают более скромные скоростные индексы, дружба с существенным «минусом» температур, низкий шум, хорошее поведение на льду или снегу. При этом о больших скоростях лучше забыть из-за этой самой мягкости. Такой тип плохо подходит для любителей агрессивного стиля. Тип подходит для тех, кто часто ездит за город, по проселочным дорогам или живет в небольшом городке, где сотрудники ЖКХ занесены в красную книгу.
Различия между этими двумя типами можно сравнить с разницей между родстером и внедорожником (или разница «скорость – проходимость»).
Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод - выбор между разными типами зимних шин определяется следующими факторами:
1. Стиль вождения.
2. Основной характер дорог.
3. Наиболее частые погодные условия.
4. Наличие ABS, ESP – небольшая помощь в недостатках работы фрикционных шин (они же неошипованные, они же «липучки»). Маститые производители даже подчеркивают, если определенные модели шин тестировались для совместного использования с электронными системами.
5. Стремление снизить шум.
6. Опыт вождения.