Газы внутри двигателя во время работы могут нагреваться до 1800-2000 градусов. Лишь небольшое количество тепла преобразуется в энергию. Остальная же часть уходит в атмосферу через системы охлаждения, смазки, а также внешние поверхности двигателя.
Нагрев мотора выше указанных пределов может привести к серьезным последствиям: выгоранию масла, изменению величины зазоров между элементами мотора, что способствует их интенсивному износу. Двигатель может заклинить.
Чрезмерное снижение температуры двигателя тоже отрицательно сказывается на двигателе. Переохлажденный двигатель теряет мощность; вязкость масла повышается, способствуя износу деталей. Образующиеся при этом серные и сернистые вещества могут привести к коррозии стенок двигателя.
Система охлаждения требуется для регулирования оптимального температурного режима движка. Различаются воздушные и жидкостные типы охлаждения. Воздушные типы сегодня почти не применяются.
Системы охлаждения жидкостью бывают открытыми и закрытыми. Открытые системы соединены атмосферой посредством пароотводной трубки. Закрытые- с окружающей средой не соединяются, благодаря чему давление в них выше, и температура жидкости - больше. В таких конструкциях температура ОЖ достигает до 115-120 градусов.
Нагретая жидкость из рубашки перекачивается с помощью насоса в радиатор, а остывание происходит за счет насыщенного обдува воздухом радиатора. Для лучшего охлаждения жидкости предусмотрены также термостат и вентилятор.
Охлаждающую жидкость можно заливать в горловину радиатора, а в других случаях - в расширительный бачок. В соответствии с объемом двигателя в систему заливается 6 - 12 литров жидкости.
Радиатор вместе с залитой в него жидкостью охлаждается потоком воздуха во время движения машины. С целью компенсирования расширения жидкости после ее нагрева в системе предусмотрен расширительный бачок. На бачок наносятся метки, по которым контролируется уровень жидкости в системе. Проверять уровень следует производить на холодном двигателе.
Насос нужен для принудительной циркуляции жидкости в системе. Для ускорения потока холодного воздуха через радиатор предназначен вентилятор, который монтируется либо на одном валу с насосом, либо устанавливается отдельно.
Ускоряет прогрев двигателя и поддерживает его оптимальную температуру термостат.