Идея доукомплектовывать автомобиль этой запасной частью возникла практически сразу с появлением его на дорогах. Лошадиные повозки часто оставляли гвозди от подков на дорогах, что не входило в список приятных сюрпризов для водителей. Некоторые авто имели сразу два запасных колеса.
Существует ряд моделей, в которых место для полноразмерного диска не предусмотрено совсем, а в качестве запасного колеса используется так называемая «запаска-докатка». Такое бывает, когда конструктор решает сберечь свободное пространство и общий вес для каких то других целей. При этом в случае прокола используется колесо с уменьшенной шиной, но позволяющее временно заменить нерабочее и аккуратно добраться до ближайшей ремонтной мастерской. Такую запчасть можно спрятать, к примеру, вместе с мотором под капотом или в небольшой нише кузова, которая не крадет много полезного места у пассажиров. Тут все параметры определяются производителем вашей модели.
«Запаска – докатка» чаще всего меньше, уже и легче полноценного колеса. Это необходимо для облегчения замены и сокращения веса. Изготовляется она конкретным производителем для конкретной модели, отсюда вывод – использовать модель от чужой машины опасно. Да и правила использования машины с этим колесом особые, «щадящие». Его длительная эксплуатация не предусмотрена производителем. При необходимости обновить диск или все колесо – лучше искать конкретно, по своей модели машины.
Конечно же, для полноценной замены лучше использовать ту же модель диска, которая уже установлена на ходовой части. В таком случае вы не только получите похожие характеристики на всех колесах - а это ведь управляемость, как ни крути ( баранку ); но также сохраните стиль автомобиля, как в случае с некоторыми внедорожниками, где запаска выставлена на всеобщее обозрение. Правда для экономии средств запасное колесо зачастую имеет более скромные характеристики – уменьшенную ширину, недорогой штампованный диск (когда все рабочие колеса с литыми дисками) и т.д. Но этот вариант скорее относится к категории «запаска-докатка».
Более того, в случае прокола важно помнить о времени года. Не каждый водитель имеет два запасных варианта с зимней и летней покрышками и вовремя меняет их. Если неприятность случилась на зимней дороге, а в багажнике «совершенно-летнее» колесо, – возвращаемся к манере поведения с «запаской-докаткой». Также, если вы имеете полноценное запасное колесо, стоит иногда менять его на установленное, т. к. резина без использования «стареет» и теряет свои качества.