Технологии производства литых дисков: как поиск хороших колес для гонок, предоставил современному водителю больше возможностей и новых характеристик.
Своим появлением литые колеса обязаны гоночной идее. Той самой, которая смущала еще Генри Форда своей монополией на сердца публики. Требовалось найти более легкое колесо, которое быстрее бы откликалось на восприятие неровностей трэка и работу амортизатора. Эксперименты проводились с титаном, композитными материалами, магнием… В итоге именно технологический процесс изготовления алюминиевых дисков стал популярен благодаря низким затратам и существенно облегченному конечному продукту.
Сейчас на рынке под литыми дисками понимаются чаще всего те, которые сделаны из алюминиевых и магниевых сплавов. Технологический процесс изготовления можно разделить на две разновидности: литье под действием силы тяжести, когда расплавленный металл самотеком заполняет форму и затвердевает; и литье под давлением. Во втором случае колесо получается более прочным. Но оба варианта представляют более дешевую технологию, чем ковка. Литые алюминиевые детали обладают меньшим весов, чем другие, они прочны и имеют стойкость к коррозии благодаря уникальным свойствам алюминия образовывать на поверхности защищающую оксидную пленку. Т.к. такая пленка не дает товарного вида, сверху наносится лакокрасочное покрытие.
Напоследок, хочется посоветовать российскому автомобилисту, не останавливать внимание на литых магниевых дисках. Весит такой продукт еще легче алюминиевого, но он подвержен коррозии, которая быстро начнет съедать всю красоту и ухудшать характеристики на зимних российских дорогах, которые посыпаны хлористыми соединениями.
Механические свойства.
Литые алюминиевые цилиндры при изготовлении подвергаются закаливанию – это придает твердость. Однако у этого свойства есть обратная сторона, хрупкость. Т.е. при сильном ударе штампованный диск получит вмятину, которую часто можно исправить в автосервисе; при этом его алюминиевый коллега может раскрошиться или обзавестись микротрещинами, пытаться исправлять которые – неблагодарное дело (что даже запрещено во многих европейских странах). На морозе литой диск становится более уязвимым. По всем этим причинам начинающим водителям, еще не выработавшим «иммунитет» к российским дорогам, часто советуют брать не литые, а штампованные (или кованые) колеса, в стремлении предоставить что-то более неубиваемое. Литой диск обходится дороже для покупателя, чем штампованный. Лакокрасочное покрытие требует ухода, а само колесо нужно обязательно регулярно промывать, т. к. скопившаяся грязь влияет на балансировку. Кроме того, низкая сминаемость при ударах говорит о том, что весь удар передастся подвеске и уменьшит срок ее службы; здесь особенно рискуют любители низкопрофильной резины.
Возвращаясь к полезным свойствам, нужно упомянуть хорошую теплопроводность алюминия. Это дает быстрое охлаждение колесного узла и положительно сказывается на тормозах. Такое колесо подходит для водителя, желающего стильно выглядеть на дороге. Дело в том, что у конструктора штампованных дисков фантазия сильно ограничена возможностями технологии. Алюминиевые же модели возможно изготавливать самых разных форм. Это привело к большому разнообразию на рынке.
Многие магазины, продающие литые диски, предоставляют удобные поисковики на своих сайтах. Поэтому подобрать под свою машину подходящую модель нетрудно, даже если какая-то деталь сначала ускользнула из внимания.