Опытные автомеханики хорошо знают: сам факт ремонта авто не дает гарантии, что все будет работать правильно и, например, колеса будут хорошо зажаты.
Ошибку можно совершить на любом этапе, поэтому после ремонта, очень простого или необычайно сложного, следует провести проверочные действия. Лучше выполнить пробную поездку, оценить, все ли работает без оговорок, а затем провести визуальный контроль пространства вокруг отремонтированных элементов. Того, что могло пойти не так, настолько много, что трудно даже говорить о создании какого-либо списка. Речь даже не идет об отсутствии профессионализма или злом умысле работников сервиса, просто разные вещи случаются.
Одной из таких операций, проверку которой необходимо осуществить дважды, является простое прикручивание колес. Известно, что колеса снимаются чаще всего при ремонте тормозов
или подвески, а также при их замене, например, с зимних на летние. Это одна из простейших операций, хотя требует приложения силы. Но что здесь можно плохо сделать? Оказывается, что даже в таком легком деле нетрудно ошибиться. Во-первых, производители указывают определенные значения момента закручивания резьбы, и этого стоило бы придерживаться. Однако на практике никто не использует динамометрические ключи (позволяющие измерить величину момента в ходе закручивания болтов) и… все нормально.
К сожалению, следствием такого упрощения процедуры является слишком сильное закручивание болтов. Ведь кажется, что такую мощную резьбу трудно повредить. Однако все в порядке только до того момента, когда болт необходимо открутить. Помните, что они имеют коническую форму, со временем зажимаются. Сила трения в таком соединении значительно больше, чем следует. Что хуже, резьба в ступице колеса работает в тяжелых условиях – при сильно меняющихся температурах и в окружении влажности, поэтому легко запекается. Временами при откручивании сильно зажатой резьбы не знаем, как это сделать.
Другой частой ошибкой, которая может привести к плачевным последствиям, является бросание открученных болтов на землю. Конечно, не повредим их, но можем загрязнить песком. Тем временем, мы должны заботиться, чтобы резьба была чистой, потому что в следующий раз запекшаяся грязь может вызывать упомянутые трудности с откручиванием.
С другой стороны случается, что недавно прикрученное колесо через день езды ослабевает и откручивается. Почему? Всегда возможна ошибка механика, который только наживил резьбу и собирался ее докрутить позже, но забыл. Но чаще бывает, что при замене колес в конических гнездах «что-то не так укладывается» (грязь или коррозия) и резьба через некоторое время начинает ослабевать. Может случиться, что кусок грязи попадет между диском и ступицей. Эффект тот же самый – колесо начнет болтаться. Это еще не трагедия, так как колеса редко отваливаются сразу, но люфт диска относительно ступицы будет постепенно расшатывать резьбу, пока не дойдет до серьезной неисправности.
Совет водителям: если услышим или почувствуем какое-то нетипичное поведение автомобиля, немедленно ищем причину. Из опыта известно, что откручивающееся колесо стучит сначала слабо, а потом уже очень громко. Фаза ослабления резьбы длится обычно много километров. В этом случае нужно просто остановиться, проверить и дожать колеса. Это можно сделать даже без динамометрического ключа.